Сделать стартовой

    

switch to english

Навигация  
Международная интернет-конференция: 

"Международное кооперативное движение: современное состояние и перспективы развития"


Дата проведения: 22 декабря 2005 г

 

БТЭУ ПК ПКИ ЦС РФ

Проблемы формирования инвестиционного потенциала потребительской кооперации: пути разрешения

Аверьянов А.В. гр. М-51

Научный руководитель – Колесников А.А.,
к.э.н., доцент

Белорусский торгово-экономический университет
 потребительской кооперации

В современных условиях хозяйствования, отличительной особенностью которых является усиление конкурентных отношений, рост влияния совместных, кооперационных связей особую роль играет инвестиционная активность.

Потребительская кооперация в Беларуси является наиболее важным объектом государственной социально-экономической политики. Развитие белорусской кооперации рассматривается как самостоятельная экономическая структура, которая одновременно должна способствовать развитию агропромышленного комплекса республики.

Кризисная ситуация на предприятиях потребительской кооперации Республики Беларусь обусловлена прежде всего общими особенностями переходной экономики. Вместе с тем анализ тяжелого хозяйственного и финансового положения этих предприятий, причин и форм его проявления свидетельствует и об особом структурно-отраслевом характере кризиса в этом секторе экономики, усугубляемого местными проблемами.

Инвестиционный сектор потребительской кооперации Беларуси находится в достаточно тяжелом состоянии, для общей характеристики которого достаточно привести данные о состоянии основных фондов и структуре финансирования инвестиций. Так, в 2004 г. на инвестиции в основной капитал направлено 31 млн. долл. США, при этом, в структуре инвестиций за счет собственных средств порядка 80%. Среди привлеченных источников – средства республиканских, местных и концерна «Белресурсы» фондов, которые используются неэффективно.

Обращает на себя внимание тот факт, что порядка 95 объектов собственности (выше нормативного) находятся на консервации. Ситуация осложняется тем, что при отсутствии достаточных собственных средств не отмечается привлечение иностранного капитала, что характеризует инвестиционную непривлекательность. Доведенный правительством план роста инвестиций в 115,5-117,5% не выполняется.

Анализ проблем вокруг сложившегося инвестиционного климата позволил сделать очень важный вывод – отсутствие адекватного рыночным условиям организационно-экономического механизма инвестирования.

В этой связи, представляется, что стратегическим принципом перспективного развития отрасли в республике должно стать целенаправленное воздействие на кризисообразующие факторы с помощью финансовых и организационных рычагов, оптимальное сочетание инвестиционных и не инвестиционных факторов вывода отрасли из кризиса.

При характерном для потребительской кооперации, как и для республики в целом инвестиционном кризисе, сегодня необходимо уделить особое внимание поиску рациональных источников финансирования, созданию рыночного эффективного механизма инвестирования. Осуществление данных мероприятий создаст предпосылки для ускорения развития бизнеса и роста в ситуации постоянно усиливающейся конкуренции на рынке.

Поскольку предприятия потребительской кооперации имеют цели, отличные от компаний, работающих на инвесторов (и, как результат этого, – иные текущие задачи, которые состоят в обеспечении своих членов определенными привилегиями),то, при сравнении предприятия потребительской кооперации и компании, ориентированной на учредителя, совершено понятно, что к вопросам инвестирования нужен различный подход.

Неотъемлемая задача инвестиций в предприятии потребительской кооперации – расширять круг услуг, доступных его членам; в процессе предоставления услуг доход становится промежуточным продуктом, а успех может верно оцениваться только по тому, насколько хорошо предприятие обслуживает своих членов.

Источники финансирования для предприятий потребительской кооперации должны складываться из инвестиций членов потребительских обществ, внешних инвестиций, а также полученной прибыли. В идеале предприятия потребительской кооперации должны финансироваться своими членами на основе того, что каждый пайщик предоставляет определенный капитал, величина которого зависит от того, в какой мере данный пайщик собирается пользоваться услугами предприятия. Однако не всегда возможно следовать этому правилу во всех предприятиях потребительской кооперации, так как часто сложно предугадать, в какой мере конкретный пайщик будет пользоваться услугами предприятия. К тому же, порой не представляется возможным осуществить финансирование только за счет членов потребительского общества.

Обычно при финансировании предприятий потребительской кооперации предполагается, что все пайщики формируют основной капитал на основе примерно равных вкладов. Преимущество такого рода заключается в том, что все члены чувствуют одинаковую ответственность за успех своего предприятия, и не может возникнуть ситуации, когда пайщики, инвестировавшие большие суммы решают, что они имеют большее влияние в управлении делами потребительского общества.

Если пайщики потребительского общества стараются участвовать в управлении обществом соответственно уровню их инвестиций, такое предприятие перестает быть потребительским обществом, у него появляются признаки акционерного общества. Также происходит и в том случае, если члены потребительского общества вынуждены обращаться за инвестициями к сторонним инвесторам, когда последние не пользуются услугами общества, а его деятельность их интересует только как инвесторов. Им не предоставляется право голоса, так как это изменит задачи предприятия.

Инвестиции, предоставленные внешними инвесторами, не являющимися членами потребительского общества, не должны подразумевать право голоса и не должны давать право на долю в любых прибылях, сделанных обществом. Такие инвесторы могут лишь рассчитывать на получение рыночной процентной ставки за использование их капитала.

Поскольку потребительское общество готово платить своим работникам заработную плату учитывая ситуацию, сложившуюся на рынке, то оно также должно выплачивать рыночную процентную ставку по любому капиталу, который оно использует. Если в акционерном обществе данное вознаграждение может представлять собой непосредственную часть прибыли компании, то в потребительском обществе это вознаграждение всегда будет фиксированной процентной ставкой.

Для финансирования предприятий потребительской кооперации, как и других видов предприятий, необходимы различные формы капитала. На сегодняшний день предприятия потребительской кооперации практически не имеют прибыли, что негативно сказывается на желании как членов потребительских обществ, так и внешних инвесторов вкладывать сюда денежные ресурсы, а также это сильно снижает, или даже делает невозможным, увеличение капитала через сохранение прибыли. Поэтому на этапе становления потребительской кооперации Беларуси в новых экономических условиях и выхода из создавшегося положения необходима помощь со стороны правительственных структур в виде гарантов и субсидий в разумных пределах.

Уникальная роль потребительской кооперации для удаленных сельских местностей и ее роль в помощи сохранения там социальной инфраструктуры должна быть признана и некоторые позитивные шаги в этом направлении уже предприняты.

В этой связи, для привлечения и эффективного использования инвестиционных ресурсов необходимо исключить из налогообложения ту часть прибыли, которая выплачивается членам потребительской обществ, либо иным внешним инвесторам, в виде процента, изучить существующие возможности снижения налогового бремени на вложение капитала в отдаленные сельские местности.

Важнейшее значение при формировании инвестиционного потенциала исходя из сложившейся ситуации является наличие возможности для предприятий потребительской кооперации продавать избыточные основные фонды (собственность) по стоимости ниже оценочной.

Улучшение ситуации в этой области несомненно повлечет улучшение в структуре капитала как через собственно создания прибыли, так и через заинтересованность членов потребительских обществ и внешних инвесторов в силу роста гарантий безопасности и возможности получения процента на вложенные средства.

Создание и сохранение прибыли может многое сделать в плане предоставления нового капитала для расширения и улучшения предоставляемых услуг. Однако, в период интенсивного роста фонды не могут аккумулироваться достаточно быстро. В подобных случаях предприятия потребительской кооперации сталкиваются с необходимостью привлечения нового капитала и являются общепринятым, там где это возможно, использовать схемы привлечения средств пайщиков потребительских обществ, а не внешних инвесторов, что может удорожить капитал и привести к потери контроля.

Таким образом, активизации инвестиционной деятельности потребительской кооперации необходимо изменение организационного и финансового механизма.

Необходимо шире использовать возможности привлечения иностранного инвестора, частных и совместных предприятий. Для решения этой проблемы важно создать коммерческую заинтересованность – гарантии для инвесторов в качестве фиксированного процента от прибыли.

Стимулирование инвестиционной деятельности нами рассматривается в создании механизма реализации избыточных основных фондов по цене ниже оценочной, а также сокращение объемов незавершенного строительства.

   Назад>>>

 
             ©     Дикович Андрей             2004-2005 admsite@rambler.ru
Hosted by uCoz