Сделать стартовой

    

switch to english

Навигация  
Международная интернет-конференция: 

"Международное кооперативное движение: современное состояние и перспективы развития"


Дата проведения: 22 декабря 2005 г

 

БТЭУ ПК ПКИ ЦС РФ

Использование конкурентных преимуществ потребительской кооперации в условиях перехода к рынку.

Гончаренко О.О. гр.И-31

Научный руководитель – Мовшович С.М.,
к.т.н., доцент

Белорусский торгово-экономический университет
 потребительской кооперации

 

Потребительская кооперация в постсоветских государствах является весьма специфическим институтом в переходной экономике. Фактически, это единственный сегмент национальных экономик Беларуси и других государств СНГ, который имеет корни еще в дореволюционной экономике Российской Империи, пережил все этапы развития в советской экономике и в основных своих чертах сохранился до настоящего времени.

Современный этап развития потребительской кооперации характеризуется усилением влияния конкурентной среды на все виды хозяйственной деятельности. В данных условиях становится совершенно очевидным, что необходимо повышать конкурентоспособность и эффективность функционирования данного сектора. В конечном счете, это станет одним из важнейших факторов стабилизации и роста национальной экономики, а также формирования новой эффективной экономической модели.

Опыт стран развитой рыночной экономики, в которых сложилась система социально-ориентированного рыночного хозяйства (Швеция, Дания и др.) показывает, что потребительские кооперативы вполне способны к эффективной деятельности в условиях рыночной экономики.

Объективный анализ кооперативного движения говорит о том, что кооперативы могут занять значительное место в реформах переходного периода и в решении долгосрочных экономических задач страны. Однако системой потребительской кооперации не в полной мере реализуются преимущества и возможности, которыми она располагает по сравнению с конкурентами: развитая материальная база оптовой и розничной торговли, квалифицированные кадры, отлаженные хозяйственные связи, многопрофильный характер деятельности, государственная поддержка и др.

В Республике Беларусь существуют все предпосылки для развития торговли как в оптовой, так и в розничной формах. 

Что касается кадрового потенциала, то тут необходимо отметить, что в системе Белкоопсоюза действуют такие учреждения, как Белорусский торгово-экономический университет, 6 колледжей потребительской кооперации, научно-исследовательский институт, институт повышения квалификации. Также университет занимается подготовкой антикризисных управляющих.

Многопрофильный характер деятельности подразумевает то, в Республике Беларусь кооперативное движение охватывает различные сферы деятельности: торговля, промышленность, заготовительная деятельность, оказание услуг населению, производство продукции, кредитование, страхование. При грамотном подходе в каждой из данных сфер кооперативы могут занимать достаточно большую долю на рынке и выдерживать конкуренцию частных организаций.

В наибольшей степени государственная поддержка имеет место в таких сферах деятельности, как аграрный сектор, торговля и общепит.

Все вышеперечисленные факторы способны обеспечить эффективность деятельности данного сектора в современных условиях.

Однако потребительская кооперация в Республике Беларусь пока не продемонстрировала свои способности использовать конкурентные преимущества на практике. Так, недостаточная эффективность деятельности потребительских обществ особенно болезненно влияет на положение сельского населения и экономику сельских регионов в целом, где проживает большая доля пайщиков потребкооперации.

Чтобы максимально использовать свои конкурентные преимущества, Необходимо наибольшее внимание оказывать обслуживанию сельского населения. Важная роль в современных условиях также отводится зарождающимся на новой основе сельскохозяйственным кредитным кооперативам.

В данной сфере задача кооперативов состоит в создании наиболее благоприятных условий для сельских товаропроизводителей в снабжении их ресурсами и организации гарантированного сбыта продукции по доступным ценам, предоставление кредитов на условиях, учитывающих особенности сельскохозяйственного производства. При этом четкая и систематическая организация труда по сбыту этой продукции по кооперативным каналам может рассматриваться как важная услуга, предоставляемая потребительскими обществами своим членам.

Возрождение аграрного кооперативного сектора на современном этапе должно стать важнейшей составной частью аграрной реформы. Оно поможет создать систему, эффективно обслуживающую сельскохозяйственного производителя, и обеспечить его связь с рынком средств и капитала.

Государственная поддержка потребительской кооперации в аграрном секторе наиболее ощутима, так как здесь деятельность кооперативов полностью согласуется с проводимой государственной политикой. В Республике Беларусь разработана Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг., где одним из пунктов является необходимость приоритетной государственной финансовой поддержки социально-экономического развития села.

Что касается торговли, то здесь можно отметить следующее. Под влиянием конкуренции в ряде регионов Республики Беларусь, где потребительская кооперация ранее занимала практически монопольное положение, в настоящее время торговое обслуживание населения преимущественно осуществляют вновь образованные предпринимательские структуры. В данной сфере деятельности противостоять частному сектору весьма сложно, так как они проводят более грамотную маркетинговую политику, изучают конъюнктуру рынка. Что касается потребительской кооперации, то здесь маркетинговая деятельность в основном отождествляется со сбытовой, то есть не уделяется должного внимания рекламной деятельности, проведению маркетинговых исследований. Здесь также необходимо использовать такое преимущество, как подготовка собственных кадров. В Белорусском торгово-экономическом университете потребительской кооперации готовят работников по специальности «Маркетинг», которые способны на достаточно высоком профессиональном уровне организовать данную деятельность и с помощью грамотной политики продвижения товаров повысить конкурентоспособность кооперативного сектора в сфере торговли.

В регионах с развитой конкурентной средой потребительской кооперации необходимо в своих предприятиях торговли обеспечить такие же экономические условия для осуществления торговой деятельности, как и в магазинах-конкурентах. То есть необходимо заинтересовать работников в повышении качества, скорости и культуры обслуживания населения. Для этих целей необходимо осуществить комплекс мер по материальному стимулированию работников. Целесообразно обеспечить максимальную финансовую самостоятельность нехозрасчетным магазинам, предоставив им права в распределении прибыли, оплате труда и премировании работников.

Особой гибкости требует проведение ценовой политики. В условиях конкуренции на рынке зачастую выигрывает то предприятие, которое реализует товар по достаточно низкой цене и внедряет систему скидок. В сложившихся условиях  важно постоянно анализировать конкурентную среду и с учетом ее динамики заниматься разработкой своей стратегии. Особого внимания требует ассортимент и цены на товары, реализуемые в магазинах потребительской кооперации.

Наиболее приоритетным направлением в торговле является продажа товаров в кредит. Так, после принятия в 2002 году изменений и дополнений к Инструкции о продаже товаров в кредит от 13.05.1996 г., был упрощен порядок продажи товаров в кредит и увеличен список данных товаров, что сказалось в значительном целесообразно больше внимания уделять сфере услуг. Однако процесс создания кооперативов в данной сфере идет достаточно медленно, что объясняется отсутствием надлежащего правового регулирования их деятельности.

Кооперативы в сфере кредитования не получили в нашей стране должного развития. Основными сдерживающими факторами являются средний уровень денежных доходов основной массы населения, отсутствие полноценной нормативной базы.

По мнению автора, для повышения конкурентоспособности системы потребительской кооперации необходимо:

1. При выборе сферы деятельности максимально учитывать свои конкурентные преимущества;

1. Больше внимания уделять обслуживанию сельского населения и деятельности в аграрном секторе;

2. Систематически проводить анализ ассортимента товаров, ценовой и маркетинговой политики, маркетинговые исследования спроса и уровня удовлетворенности населения;

4. Максимально использовать кадровый потенциал.

Таким образом, потребительская кооперация, занимая промежуточное положение между государственной и частной формами собственности, органично включенная в систему социально-экономических отношений переходного периода, может стать эффективной основой постсоветской экономической модели при условии наиболее полного использования своих конкурентных преимуществ в определенных сферах деятельности. Причем наибольшее внимание целесообразно уделять таким сферам деятельности, как торговля и сельское хозяйство.

   Назад>>>

 
             ©     Дикович Андрей             2004-2005 admsite@rambler.ru
Hosted by uCoz