Сделать стартовой

    

switch to english

Навигация  
Международная интернет-конференция: 

"Международное кооперативное движение: современное состояние и перспективы развития"


Дата проведения: 22 декабря 2005 г

 

БТЭУ ПК ПКИ ЦС РФ

Проблемы развития потребительских кооперативов в современной России

Омельченко С. В., гр. БА-21

Научный руководитель – Петров В. В.
д.и.н., профессор

Поволжский кооперативный институт ЦС РФ

 

В настоящее время остро встал вопрос о том, какие меры могут повысить конкурентоспособность кооперативных организаций в условиях несбалансированных рыночных отношений в России.

Исследования показали, что причины убыточности деятельности потребительских обществ и союзов заключается в следующем:

1.     Некомпетентность руководителей.

2.     Слабая экономическая подготовка специалистов.

3.     Неэффективная организационная структура.

4.     Недостаточно эффективное управление финансами.

5.     Низкий уровень маркетинга.

6.     Плохое знание специалистами налогового законодательства.

Рассмотрим эти пункты подробнее.

1. Некомпетентность руководителей.

За 175 лет своей деятельности потребительская кооперация приобрела богатый опыт подготовки кадров и повышения квалификации. Однако в настоящее время изменилась шкала оценки руководителя и специалиста. Сейчас важнее умение управлять финансами, чем управлять коллективом.

С возникновением конкурентной среды выяснилось, что многие руководители неспособны экономически грамотно управлять сложными кооперативными хозяйствами.

2. Слабая экономическая подготовка.

Слабая экономическая подготовка специалистов в отдельных кооперативных организациях и предприятиях часто не позволяет наладить аналитическую, прогнозную, финансовую работу, перевести предприятие на внутренний хозрасчет, обеспечить финансовую устойчивость.

3. Неэффективная организационная структура.

Одной из причин убыточности потребительской кооперации – большое число юридических лиц – хозрасчетных организаций и предприятий в организационной структуре потребсоюзов. Если перевести хозрасчетные организации на единый баланс, сократятся издержки обращения на содержание руководящего аппарата, уменьшиться налоговое бремя, увеличиться концентрация материальных ресурсов и оборотных средств, повыситься степень их маневренности.

4. Недостаточно эффективное управление финансами.

Многие причины убыточности кооперативных организаций и предприятий кроются в неэффективном управлении финансовыми ресурсами. Главная причина – несоблюдение принципа самоокупаемости, когда все расходы предприятия должны покрываться его доходами.

Бесхозяйственность и отсутствие контроля со стороны отдельных руководителей, наряду с сокращением объема хозяйственной деятельности, привели к устойчивой тенденции превышения издержек обращения над полученными доходами.

Вторая причина – ослабление контроля за соблюдением расчетно-платежной дисциплины, что привело к значительному росту кредиторской задолженности, которая в отдельных потребительских союзах превышает в 2-3 раза дебиторскую, а иногда и весь объем деятельности.

Третья причина – наличие дебиторской задолженности в больших объемах, что приводить к отвлечению финансовых ресурсов.

Четвертая причина – завышенная доля добавочного капитала в общей сумме собственного капитала.

Пятая причина – выдача «не заработанной» заработной платы что, естественно, ведет к росту издержек обращения и утрате стимула у работников добиваться высоких результатов в хозяйственной деятельности.

Шестая причина – отсутствие в отдельных потребсоюзах глубокого финансового анализа состояния хозрасчетных предприятий. Практически отсутствует бизнес-планирование.

Седьмая причина – неиспользование в полной мере для пополнения собственных оборотных средств фонда развития потребительской кооперации, необлагаемого налогами.

Восьмая причина – неравноправные и неравновыгодные отношения с банками и пассивность многих организаций при заключении и ежегодном перезаключении кредитных договоров.

5. Низкий уровень маркетинга.

Низкий уровень маркетинговых исследований, недостаточно эффективная работа коммерческого аппарата, закупка товаров, не всегда пользующихся спросом, привели к резкому замедлению оборачиваемости товаров во многих организациях потребительской кооперации.

Маркетинг в потребительской кооперации должен обеспечить:

·        Изучение спроса на товары и услуги;

·        Формирование потребностей;

·        Проведение активной товарной политики;

·        Активизацию сбыта товаров и услуг;

·        Рекламу и стимулирование продажи товаров.

6. Плохое знание специалистами налогового законодательства.

В настоящее время организации потребительской кооперации выплачивают ежегодно сотни миллионов рублей по экономическим санкциям из-за незнания налогового законодательства и неумения противостоять некоторым незаконным притязаниям налоговых служб. Все это привело к такому кризисному состоянию кооперативов в России.

  Назад>>>

 
             ©     Дикович Андрей             2004-2005 admsite@rambler.ru
Hosted by uCoz