Сделать стартовой

    

switch to english

Навигация  
Международная интернет-конференция: 

"Международное кооперативное движение: современное состояние и перспективы развития"


Дата проведения: 22 декабря 2005 г

 

БТЭУ ПК ПКИ ЦС РФ

Потребительская кооперация Республики Беларусь: сегодня и завтра

Корнеюк О.В.. гр. М-51

Научный руководитель – Колесников А.А.,
к.э.н., доцент

Белорусский торгово-экономический университет
 потребительской кооперации

В  зоне  деятельности  потребительской  кооперации,  к  которой относятся  все  сельские  населенные  пункты,  большинство  поселков городского  типа и городов, являющихся районными центрами, проживают 4,1 млн.человек,  в том числе все сельское население республики (2,8 млн.человек).

     По  состоянию  на  1  января 2004 г. потребительская кооперация объединяла 1348,2 тыс.членов потребительских обществ, что составляет 48,2  процента  от  взрослого  обслуживаемого  населения.

Торговое обслуживание   населения   обеспечивают   11,2    тыс.розничных  торговых предприятий (магазинов) (45,3 процента от общего количества в республике),  из них 8,6 тыс.  расположены  в  сельской местности   (83,5   процента  от  общего  количества  в  республике).

С  организацией  торгового  обслуживания  сельского   населенияне посредственно связана заготовительная деятельность потребительской кооперации,  которая  служит  не  только  дополнительным  источником товарных и сырьевых ресурсов, но и выполняет такую важную социальную функцию,  как  увеличение  денежных  доходов  сельского   населения,  предназначенных   для  покупки  товаров.  Ежегодный  размер   выплат населению    за  сданную  организациям  потребительской   кооперации сельскохозяйственную  продукцию и сырье сопоставим со среднемесячным фондом оплаты труда работников сельского хозяйства республики.

Потребительская    кооперация    является   одним  из   ведущих производителей продуктов питания в республике. На ее долю приходится 22  процента  производимых  в  республике  хлебобулочных изделий, 24 процента  плодоовощных консервов, 22 процента макаронных изделий, 14 процентов  пищевой  рыбной  продукции,  12  процентов безалкогольных напитков, 11 процентов мяса и 8 процентов колбасных изделий и мясных полуфабрикатов.

Выпуском  потребительских  товаров  занимаются  практически все районные    потребительские  общества,  ряд  унитарных   предприятий облпотребсоюзов, Белкоопсоюза.

Направляемые  правлениями кооперативных организаций средства на техническое  перевооружение промышленных предприятий и цехов носят в основном    локальный    характер,    обеспечивающий      сохранение материально-технической  базы  в  рабочем  состоянии,  и  не  решают вопросов коренной модернизации производства.      В  связи  с  этим  необходимо  принятие  дополнительных  мер по развитию  и  повышению  эффективности  производственного  потенциала потребительской кооперации

Специализация конкурентов на менее издержкоемкой деятельности в крупных    поселениях  ежегодно  уменьшает  доходы   потребительской кооперации.  Доходы  городской кооперативной торговли не перекрывают убытки,  получаемые  на  селе,  даже  при  определенной   финансовой поддержке государства. Это в свою очередь отрицательно отражается на финансовых  результатах  деятельности  системы,  в  первую очередь в сельской  местности.  За  2003  год в районных центрах по торговле и общественному питанию   получено   17,3   млрд.рублей   прибыли   от реализации, в то время как в сельской местности -  42,7  млрд.рублей убытков  (без учета 6 процентов отчислений на пополнение собственных

оборотных средств).  Обслуживание  сельского  населения  связано с более высокими по сравнению    с  городами  издержками.  Организации   потребительской кооперации, в частности, обслуживают более 10 тыс. деревень, средняя численность населения в которых составляет 22 человека, 4273 деревни - со средней численностью 71 человек, 2937 - со средней численностью 140 человек.  Удельный вес  таких  населенных  пунктов  в  общей  их численности составляет 82 процента, но проживает в них всего около 9 процентов населения страны.

     Валовые доходы от продажи товаров в данных населенных пунктах в силу  незначительных  объемов  товарооборота  не  покрывают издержки обращения.  В  советский  период  повышенные затраты потребительской кооперации  компенсировались  за счет более высоких торговых скидок, возмещения  транспортных  расходов,  выделения кредитных ресурсов на льготных условиях и т.д.

Главой государства    отмечено    также    то,    что   местные исполнительные  и  распорядительные  органы  не   уделяют   должного внимания   совершенствованию   работы   организаций  потребительской кооперации.

     Президентом страны перед потребительской кооперацией поставлены требующие   решения  задачи  по  дальнейшему  совершенствованию   ее деятельности, в частности:

-     укрепление материально-технической базы, ввод в эксплуатацию не завершенных   строительством  производственных  объектов,  а   также развитие  новых  видов  деятельности,  прежде всего в сфере оказания населению современных бытовых услуг;

-    принятие  комплекса  организационных  и  экономических  мер  по укреплению оптового звена в системе потребительской кооперации;

     рост  объемов  экспорта  продукции,  и в первую очередь готовых изделий;

-     увеличение объемов заготовок и переработки сельскохозяйственной и  дикорастущей  продукции,  обеспечивающее  максимальную   загрузку промышленных предприятий республики;

-     обеспечение  единого  для  всех  населенных  пунктов республики порядка торговли на продовольственных и вещевых рынках;

-     развитие    придорожного  сервиса,  расширение  сети   торговых организаций  и заготовительных пунктов в городах, создание городских потребительских  обществ,  установление  связей  с негосударственным сектором экономики и привлечение частных инвестиций;

-     модернизацию   и  специализацию  перерабатывающих   предприятий потребительской кооперации;

-     осуществление дополнительных мероприятий по расширению практики реализации    товаров    и    услуг   с  предоставлением   населению потребительского кредита;

-     оптимизация       организационной    структуры       управления потребительской  кооперацией с учетом указаний Президента Республики Беларусь  по  данному  вопросу и исходя из необходимости финансового оздоровления организаций системы потребительской кооперации;

-     повышение       ответственности    работников       организаций потребительской кооперации за соблюдение технологической дисциплины,  режима    энергосбережения,    обеспечение    качества   выпускаемой продукции;

-     увязка  системы материального стимулирования руководителей этих организаций с результатами работы данных организаций.

     В результате   решения  поставленных Президентом задач  предполагается получить как социальный, так и экономический эффект.

     Социальный эффект будет заключаться в:

-     росте  уровня  удовлетворения  потребительских  нужд  сельского населения  на основе качественного изменения структуры товарооборота и расширения спектра предлагаемых услуг;

-     увеличении  доходов  сельского населения, получаемых от продажи потребительской  кооперации  сельскохозяйственной продукции и сырья, дикорастущей продукции и лекарственно-технического сырья.

     Экономический эффект будет заключаться в:

-     увеличении  прибыльности  отраслей  потребительской  кооперации республики    и  ликвидации  убытков  за  счет  увеличения   объемов деятельности и снижения затрат;

-     наращивании собственных оборотных средств;

-     росте суммы налогов и платежей в бюджет.

   Назад>>>

 
             ©     Дикович Андрей             2004-2005 admsite@rambler.ru
Hosted by uCoz