Сделать стартовой

    

switch to english

Навигация  
Международная интернет-конференция: 

"Международное кооперативное движение: современное состояние и перспективы развития"


Дата проведения: 22 декабря 2005 г

 

БТЭУ ПК ПКИ ЦС РФ

Потребительская кооперация – социально-ориентированная система

Астраханкина М. В., гр. ФК-51 Дс

Научный руководитель – Петров В. В.
д.и.н., профессор

Поволжский кооперативный институт ЦС РФ

 

Кооперации уделяется большое внимание во всех странах мира. Государства берут на себя обязательства защищать свободное кооперативное движение, гарантируют его самостоятельность, предоставляют ряд льгот и преимуществ.

Корни кооперативного движения уходят далеко в прошлое. Разрушение феодализма освободило европейских фермеров от традиционных обязанностей перед феодалами и дало им право индивидуального владения землей. Приобщение фермеров к экономической системе капитализма, основанной на принципах индивидуализма, поставило их в положение, когда роль денег и кредита стала значительной. В дополнение к этому можно отметить, что промышленная революция осуществлялась через сходные процессы перемен в европейских городах, в которых мелкие торговцы и ремесленники начинали утрачивать поддержку со стороны гильдий и оказывались перед лицом нового экономического порядка, характерными чертами которого были усиление конкуренции и необходимость роста капитала.

Интерес к перспективам развития «кооперативных хозяйственных организаций» предопределяется еще и тем, что уже в течение двухсот лет они служат в качестве средств повышения благосостояния широких слоев населения, отнюдь не привилегированных ни в материальном, ни в социальном отношении. Кооперативы базируются на своеобразных принципах совладения средствами производства и самоуправления. Такая, по выражению Р. Гильфердинга, «способность обеспечивать концентрацию производства без концентрации собственности возродит кооперации с точки зрения многих экономистов в инструмент оптимального общественного прогресса, представляемого в качестве некоего «третьего пути» между «крайностями» рыночной и административно-командной или «плановой» экономики».

Основная задача современной экономической политики Российского государства – формирование социально ориентированной рыночной экономики.

Потребительская кооперация является составной частью рыночной экономики страны, объединяющей некоммерческие организации – потребительские общества и их союзы, которым разрешено заниматься коммерческой деятельностью.

Потребительская кооперация – система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

В этом определении четко выражена социальная миссия – главная цель системы потребительской кооперации – удовлетворение материальных и иных потребностей ее членов.

Четкая формулировка социальной миссии потребительской кооперации имеет важное значение для пайщиков, органов управления и  работников всех организаций системы – каждого потребительского общества и каждого потребительского союза.

Социальная миссия требует от органов управления потребительских обществ и потребительских союзов принятия управленческих решений в интересах пайщиков.

Конкретная социальная миссия потребительской кооперации позволяет пайщикам и работникам хозяйственных предприятий лучше понять социальную роль своих организаций и предприятий, направления их деятельности и оценить правильность решений, которые принимаются органами управления. Кроме того, четко сформулированная миссия способствует единому пониманию главной цели организаций потребительской кооперации среди руководителей разного уровня, что обеспечивает разработку единых стратегических программ.

Цель данного реферата заключается в выявлении того, является ли потребительская кооперация социально ориентированной системой.

Какова же миссия потребительской кооперации в XXI  веке?

XXI век называют веком глобализации и унификации мировой экономики и политики. Наметившаяся тенденция глобализации отраслей и видов деятельности означает централизацию, возможность маневрирования финансовыми, материальными, трудовыми ресурсами, внедрение новых технических достижений и новейших технологий.

Глобализация способствует росту объемов деятельности, сокращению затрат, увеличению прибыли. Экономика приобретает новый импульс своего развития. Главная отличительная черта кооперации и главное кооперативное преимущество, как отмечается в Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года, заключается в оптимальном сочетании социальной миссии с хозяйственной деятельностью.

В Законе о потребительской кооперации – социально ориентированная система. Это означает, что, во-первых, она реализует социальную миссию, во-вторых, социальной миссии отдает приоритет. Этот подход заложен и в материалах конференции «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии», и в Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2010 года.

Социальная миссия включает такие присущие кооперации черты, как демократия, главенствующая роль пайщиков, автономия и независимость, взаимоподдержка, просветительская деятельность, борьба с бедностью, предоставление работы, забота о нетрудоспособных, инвалидах, пенсионерах и многие другие.

Следует отметить, что кооперация как самобытная, социально ориентированная система имеет определенные преимущества перед другими экономическими системами:

         ~   Собственная социальная база – пайщики.

        ~   Кооперативные принципы и ценности, нравственные ценности в бизнесе и жизни, обеспечивающие стабильность системе и формирующие привлекательный образ кооперации.

   ~    Репутация социально ориентированной системы, то есть системы, работающей для повышения материального благосостояния своих членов.

    ~   Выполнение коммуникационной роли в сельской местности (помимо функционального назначения предприятий торговли и массового питания).

Вместе с тем глобализация несет в себе негативные последствия, так как на первый план выдвигаются проблемы предпринимателя, получения прибыли, а не интересы потребителя. Глобализация с позиции потребителя означает поляризацию богатства и бедности, рост безработицы, ужесточение нагрузки на экологию.

В сложившихся условиях возрастают роль и значение кооперации в целом и потребительской кооперации как составной ее части, так как она выступает как форма объединения населения и берет на себя часть функций государства, в частности, социальную защиту населения.

На основе выше изложенного можно сделать следующие выводы:

Во-первых. Несмотря на произошедшие в мире социально-экономические перемены, можно признать, что материальная база развития потребительской кооперации хотя и снижается, но остается достаточно мощной и устойчивой для развития этой демократической формы ведения хозяйства. При этом тенденции развития мирового кооперативного сектора экономики таковы, что он остается важной частью, «несущей конструкцией» трехсекторной экономики большинства стран мира, сохраняя за собой возможность, быть специфической формой реализации коренных экономических интересов больших групп населения в каждой стране.

Во-вторых, потребительская кооперация своим содержанием, организационно-правовой формой и функциональным назначением призвана играть важную роль в социально-экономических процессах российского общества и проводимых им реформах на основе использования всех своих потенциальных возможностей для решения экономических задач и выполнения возложенной на нее социальной миссии по защите, поддержке и оказанию помощи нуждающимся слоям населения.

В-третьих, рассмотрение социальной миссии потребительской кооперации и ее взаимосвязи с хозяйственными процессами позволило придти к выводу, что между нами нет автоматического взаимодействия, а сопряжение названных процессов осуществляется при помощи механизмов организации заработной платы и других форм доходов населения; сложившейся системы ценообразования; организации межбюджетных отношений и бюджетообеспеченности граждан.

Таким образом, можно сказать, что потребительская кооперация – социально ориентированная система.

Социальная миссия потребительской кооперации и ее реализация имеют важное пропагандистское значение, так как свидетельствуют о том, что главная цель, назначение системы – осуществлять деятельность в интересах пайщиков, заботиться об улучшении их материального благосостояния, решать социальные и культурно-просветительные задачи.  

  Назад>>>

 
             ©     Дикович Андрей             2004-2005 admsite@rambler.ru
Hosted by uCoz