Сделать стартовой

    

switch to english

Навигация  
Международная интернет-конференция: 

"Международное кооперативное движение: современное состояние и перспективы развития"


Дата проведения: 22 декабря 2005 г

 

БТЭУ ПК ПКИ ЦС РФ

Проблема социальной ориентированности республики Беларусь

Старовойтов П.Ю., гр. З-31

Научный руководитель – Прибылев В.Ф.,
к.э.н., доцент

Белорусский торгово-экономический университет
 потребительской кооперации

 

  Прежде всего необходимо отдать должное системе потребительской кооперации в деле оказания помощи сельским жителям, ее роли в программе возрождения села. По итогам работы за 2004 год достигнуты неплохие количественные показатели работы системы.

Так, темп роста розничного товарооборота составил 111,7% при прогнозе в 104,0%. Его выполнение обеспечили все облпотребсоюзы.

За январь – декабрь 2004 года в целом по системе инвестировано в основной капитал 66,8 млрд. руб. при задании 62,6 млрд. руб., что составляет 137,0% в дей­ствующих и 109,8% в сопоставимых це­нах.

Обеспечены темпы роста товарообо­рота общественного питания - 112,8%, оказания платных услуг —116,7%, в том числе бытовых - 115%, объемов закупок и реализации сельхозпродукции и сырья – соответственно 106,6% и 131,8%, внешнеторгового оборота -  124,6%,  в том  числе экспорта товаров - 110%, произ­водства   потребительских  товаров  – 100,2%.

Особо следует отметить, что по дос­тигнутым объемам заготовительного оборота и производства собственной про­дукции в общественном питании потребительской кооперацией превышены  уровни 1990 года.

Обеспечено также выполнение зада­ний по росту заработной платы (при за­дании 208,3 тыс. руб. средняя зарплата составила 214,3 тыс. руб., рост 1'02,9%). За истекший год удалось сократить разрыв в средней заработной плате работников потребкоо­перации и в целом по республике с 46,7% до 35,6%.

Если иметь ввиду основную отрасль потребительской кооперации – торговлю, то через нее улучшилось обслуживание в населенных пунктах, в которых отсутствует стационарная торговая сеть. Открыто 473 новых фирменные секции белорусских производственных предприятий, что позволило увеличить товарооборот. Одновременно достигается и социальная эффективность деятельности потребительской кооперации.

 Кроме того, потребительская кооперация ставит перед собой следующие цели:

–обеспечить оптимизацию организа­ционной структуры управления с уче­том необходимости финансового оздоровления организаций системы потребительской кооперации;

–повысить ответственность работни­ков организаций потребительской кооперации за соблюдение технологической дисциплины, обеспечить качество, выпускаемой продукции, и режима энер­госбережения;

 –разработать программу совершенствования деятельности потребительской кооперации, предусматривающую укрепление материально-технической базы, ввод в эксплуатацию не завершенных строительством производственных объектов, а также развитие новых видов деятельности, прежде всего в сфере оказания населению современных бытовых услуг;

–принять комплекс организационных и экономических мер по укреплению оптового звена в системе потребительской кооперации;

–увеличить объемы экспорта продукции, и в первую очередь готовых изделий;

 –нарастить объемы заготовок и переработки сельскохозяйственной и дикорастущей продукции;

–развитие   придорожного  сервиса, расширение сети торговых организаций и заготовительных пунктов в горо­дах;

–установление связей с негосударственным сектором экономики и привлечение частных инвестиций;

–модернизацию и специализацию пе­рерабатывающих предприятий потре­бительской кооперации;

–осуществление дополнительных ме­роприятий   по  расширению  практики реализации товаров и услуг с предоставлением населению потребительско­го кредита.

 Эти задачи были поставлены председателем правления Белкоопсоюза В.В.Кулешовым на 11–м общем Собрании представителей членов Белкоопсоюза 09.02.2005.

Оценивая все выше перечисленное в позитивном плане, следует обратить внимание на конкретные экономические и финансовые показатели деятельности Потребительской кооперации. 

Сравнительно неплохо (по отношению к другим облпотребсоюзам Белкоопсоюза) выглядят данные по Гомельскому ОПС за 2004 год. Рентабельность в торговле составила 0,57%, в общественном питании 0,77%, промышленности 0,86%. Между тем тот же показатель в торговле в целом по Гомельской области составляет 5,1%, в общественном питании  – 2,4%[1]. Естественно, что столь положительный показатель обеспечивается во многом за счет частных торговых предприятий, а также предприятий, находящихся в городской черте и т.д. Однако, на  наш взгляд, разрыв в приведенных показателях не должен быть столь разительным.

Если посмотреть показатель производительности труда, то он успешно выполняется в той же торговле во всей системе БКС (за 2004 год). Однако коэффициент соотношения темпов роста производительности труда над зарплатой равен 1[2]. Соответственно счет опять же идет в пользу социальных показателей.

Неслучайно со стороны БКС высказываются пути совершенствования системы потребительской кооперации[3]. Интересные данные приводятся в статье А.И.Капштыка, помещенной в журнале «Потребительская кооперация»[4]  в которой он предлагает программу реформирования, касающуюся перспектив развития та­ких ведущих отраслей деятельности системы потребительской кооперации Бе­ларуси, как торговля, общественное питание, заготовки, а также сферы платных услуг.

Участвуют в  этом процессе и студенты университета в одной из статей Острейко  Е.А.[5] дается оценка эффективности функционирования собственности потребительской кооперации (на примере Гродненского ОПС). Предлагается оценивать данную собственность по 9 показателям:

1. Численность пайщиков.

2.  Средняя зарплата.

3. Производительность труда.

4. Степень участия в приватизации государственной собственности.

5. Число малых и совместных предприятий.

6. Степень развития кредитных отношений.

7. Удельный вес экспортной продукции.

8. Аренда собственности.

9.  Рентабельность хозяйствующих субъектов.

Метод апробирован и выведена фактически искомая эффективность.

   В заключении хотелось отметить, что один из путей решения  является

 привлечение иностранных инвестиции с цель создания совместных предприятий. Это, безусловно укрепит финансовую базу потребительской кооперации и улучшит качественные экономические показатели (наряду с социальными).


[1] Розничная торговля в РБ. Статистический ежегодник. Минск .2005г., с. 108

[2] Основные показатели хозяйственно финансовой деятельности потребительской кооперации республики Беларусь за 2004 г. Белкоопсоюз, г. Минск 2004 г., с.66 

[3] Доклад председателя правления Белкоопсоюза Кулешова В.В. на 11 общем Собрании представителей Белкоопсоюза. Вести потребкооперации.18 февраля 2005г

[4] Капштык А.И. Реформирование основных отраслей потребительской кооперации Беларуси. Потребительская кооперация.2005 г.,№5.

[5] Острейко Е.А. Оценка эффективности функционирования собственности потребительской кооперации (на примере  Гродненского облпотребсоюза). Материалы студенческой конференции « Экономика и управление  перспективы развития».28 марта 2002г.

  Назад>>>

 
             ©     Дикович Андрей             2004-2005 admsite@rambler.ru
Hosted by uCoz