Сделать стартовой

    

switch to english

Навигация  
Международная интернет-конференция: 

"Международное кооперативное движение: современное состояние и перспективы развития"


Дата проведения: 22 декабря 2005 г

 

БТЭУ ПК ПКИ ЦС РФ

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КООПЕРАЦИИ

Авдеев И. А., гр. ЮР-41ДС

Научный руководитель – Апарина О. Ю.
к.и.н., доцент

Поволжский кооперативный институт ЦС РФ

 

Государственное регулирование развития кооперации за рубежом зависит от уровня развития экономики страны. В этой связи выделяют две группы стран – развитые и развивающиеся.

В развитых странах функции государства ограничены и сосредоточены на разработке политики развития кооперации, кооперативного законодательства, его совершенствовании в соответствии с возникающими в экономике новыми тенденциями и контроле за его соблюдением. Например, в Европарламенте и в правительствах различных стран существуют Комитеты поддержки кооперации, а в национальных парламентах кооперация имеет своих депутатов.

В развивающихся странах функции государства в отношении кооперации гораздо шире, чем в развитых, что позволяет говорить не о регулировании, а о прямом государственном управлении кооперацией. Это проявляется в том, что государство не только законодательно регулирует развитие кооперации, но и непосредственно выступает инициатором создания и ликвидации кооперативов, назначает их руководителей, устанавливает им и служащим заработную плату, выделяет товарные ресурсы, контролирует их использование. Этим занимаются специально созданные государственные департаменты. По существу, происходит огосударствление кооперации. Эта ситуация во многом была сходна с положением потребительских и других кооперативов в бывшем СССР, хотя были и существенные различия.

 Уже в послевоенных конституциях, конституциях "второй волны" ряда европейских стран, в том числе и стран Центральной и Восточной Европы, содержатся специальные статьи, закрепляющие принципы отношений государств с кооперативными обществами и движениями. Так, ст. 45 Конституции Итальянской Республики 1947 г. гласит: «Республика признает социальную функцию кооперации, основанной на взаимопомощи и не преследующей целей частной спекуляции. Закон поддерживает развитие кооперации, поощряет ее необходимыми средствами и обеспечивает путем надлежащего контроля характер и цели кооперации»[1].
            Еще более определенно на этот счет высказывается Конституция Испании 1978 г. в п. 2 ст. 129: «Публичные власти активно развивают различные формы участия в деятельности предприятия и содействуют путем издания соответствующего законодательства кооперативным обществам.»[2].           

Конституция Венгрии 1949 г. в редакции 1990 г. в параграфе 12 «обязывает государство поддерживать кооперативы, основанные на добровольном объединении, и признать их самостоятельность»[3].

            В Великобритании действует Агентство развития кооперативов. Руководящий состав Агентства назначается правительством из лиц, представляющих кооперативное движение. Средства этой организации формируются из выделяемых правительством субсидий. Задача Агентства - стимулирование кооперативного движения в стране. Средствами достижения этой задачи являются оказание консультаций кооперативам, лицам, которые намереваются основать кооператив, представление рекомендаций правительственным учреждениям по вопросам кооперации, разработка экономических проектов, которые могут быть выполнены на кооперативной основе. Кооперативы приравнены к коммерческим структурам и не пользуются льготами при налогообложении, в целом же прослеживается тенденция государственной поддержки деятельности кооперативов.

Во Франции существует министерство социальной экономики, которое занимается созданием условий для развития кооперации, но не вмешивается в хозяйственную деятельность кооперативов. Государство рассматривает кооперацию как третий (после государственного и частного) сектор экономики. Данный опыт отношений государства и кооперации представляет интерес для России, где государство на федеральном и региональном уровнях еще не окончательно определилось в своем отношении к кооперации, а в правительстве нет органа, который бы координировал ее развитие.

Законодательство Франции, касающееся кооперативов, признает коммерческий характер их деятельности, но в то же время ремесленные, транспортные, морские и сельскохозяйственные кооперативы полностью освобождаются от уплаты налогов на прибыль. Очевидно, российская кооперация должна использовать опыт западноевропейской кооперации в лоббировании своих интересов через представителей в парламенте. Это можно осуществить путем поддержки тех политических партий, которые в своих программах учитывают интересы развития кооперации.

В России в 2003 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Всероссийской политической партией – Единая Россия и Центральным Союзом потребительских обществ Российской Федерации. У Центросоюза РФ есть четкая и продуманная программа действий, и для ее реализации нужна политически ответственная законодательная власть.

Законодательство многих стран предусматривает государственное регулирование кооперации в форме установления льготного режима хозяйствования (более низкие налоги и проценты за кредит), либо субсидирование кооперации при едином с частнопредпринимательскими структурами режиме хозяйствования. Льготный режим хозяйствования для кооперативов установлен в США, Италии, Швеции, Испании. Единый режим хозяйствования существует во Франции, ФРГ, Финляндии. Существуют и другие формы отношений государства и кооперации. Так, в Италии государство освобождает потребительскую кооперацию от необходимости торговать в глубинных районах, где торговля является убыточной, и создает для этого собственные магазины. Кроме того, в течение первых лет своей деятельности кооперативы полностью освобождаются от налогов.

Как правило, зарубежное кооперативное законодательство регламентирует следующие стороны деятельности кооперативов: определение кооператива, отношения между кооперативом и членами, клиентами, финансовые аспекты членства в кооперативе, управление. В США, например, кооперативы могут быть коммерческими и некоммерческими организациями. Отличия в том, что некоммерческие кооперативы инвестируют большую часть доходов в расширение и укрепление хозяйства, на цели образования и воспитания членов. Некоммерческие кооперативы поощряются правительством США льготной налоговой и кредитной политикой.

В отличие от США, законодательство большинства европейских стран в определениях кооператива исходит из преимущественно некоммерческого характера его деятельности. Так в Законе “О кооперации” во Франции кооперативы определяются как общества, основными целями которых является: уменьшение в интересах своих членов и их совместными усилиями себестоимости или продажной цены товаров и услуг и улучшение качества товаров и обслуживания.

В ФРГ в настоящее время потребительская кооперация – это массовое кооперативное движение. Преодолеть кризисные явления помогло применение механизмов государственного регулирования кооперативной политики. Это, прежде всего изменения в законодательстве ФРГ, налоговые льготы, предоставленные потребительским кооперативам, материальная помощь, которую оказывает федеральное правительство. Наряду с прямой материальной помощью, существенной поддержкой является косвенное поощрение кооперации. В последние годы усилились контакты высших государственных чиновников с представителями кооперативных предприятий, стало практиковаться приглашение ведущих кооперативных работников в государственные органы страны.

Итальянское законодательство различает общества, имеющие целью получение прибыли, и общества взаимопомощи, к которым относятся кооперативы. В гражданском кодексе Италии предусматривается, что целью кооператива должно быть предоставление его членам благ, услуг или места работы на более выгодных условиях, чем это мог бы предоставить свободный рынок.

Кооперативными законами ФРГ, Италии, Великобритании предусмотрено, что если кооператив в своей деятельности отклоняется от основной задачи осуществления экономических интересов своих членов, то он может быть распущен.

На основе анализа кооперативного законодательства, действующего в зарубежных странах, особенно в развитых западноевропейских странах, могут быть сделаны следующие выводы, которые, по нашему мнению, имеют непосредственное отношение к развитию потребительской кооперации России. Прежде всего, это историческая преемственность в развитии кооперативного законодательства. Первые кооперативные законы в большинстве государств Западной Европы были приняты во второй половине XIX века. И ни один из них не был отменен. В XX веке к кооперативным законам были приняты поправки, основной смысл которых состоял в расширении возможностей кооперации в условиях усиливающейся конкуренции и усложнения хозяйственных связей.

В заключении следует отметить, что зарубежный опыт развития кооперативного движения, анализ его, позитивных и негативных процессов показывают, что сохраняются объективные предпосылки для устойчивого развития кооперативного движения, как на глобальном, так и на региональном уровне.



[1] Цит. по: Конституции зарубежных государств. М.: Изд-во БЕК,1996. С.253).

[2] Цит. по: Конституции буржуазных государств. М.: Юридическая литература, 1982. С.309.

[3] См.: Иностранное конституционное право. М.: Юрист, 1996: С. 446.


  Назад>>>

 
             ©     Дикович Андрей             2004-2005 admsite@rambler.ru
Hosted by uCoz