Приоритетные
направления развития
кооперативного образования
Лут
Ю. А., гр. БА-41
Научный
руководитель – Петров В. В.
д.и.н., профессор
Поволжский
кооперативный институт ЦС РФ
Современное
общество находится на таком этапе
развития, когда
формируются новые элементы
социальных отношений. Социальные
ориентиры охватывают все сферы
деятельности людей, в том числе
и потребительскую кооперацию.
Важнейшим фактором социального
развития всей системы
потребительской кооперации является
подготовка специалистов высшей
квалификации по сокращенным
срокам и сокращенной программе.
Изменения
в системе
общественных отношений активно
воздействуют
на образование, требуют от него
мобильности и адекватного
ответа на задачи нового
исторического этапа.
Система кооперативного
образования должна быть
приведена в соответствие с
потребностями развития
потребительской кооперации в XXI
век.
Широта и гибкость
профессионального образования,
его ориентированность на
подготовку специалистов,
способных решать актуальные
задачи потребительской кооперации,
являются определяющим
фактором успешного развития
системы.
Подготовка
кадров кооперации неизменно
составляет одну из стратегических
задач её развития и выполнения
социального предназначения.
Конкурентоспособность
кооперативного образования
во многом определяется процессом
развития образовательной системы
России, который характеризуется:
-
повышением общего уровня
образованности населения,
требований к уровню культуры и профессиональной
квалификации граждан;
-
становлением
системы непрерывного образования;
-
увеличением
продолжительности получения основного
общего и общего среднего
образования;
-
адаптацией
молодежи к меняющимся условиям жизни
общества;
-
открытостью
образования, доступностью получения
знаний и широкой
ннформированностъю населения,
созданием условий для индивидуализации
обучения, широкого охвата
обучением всех категорий
населения, новыми подходами к
организации вступительных
испытаний в профессиональные
образовательные учреждения;
-
координацией
потребностей в общем и профессиональном
образовании;
-
формированием
новых партнерских отношений между
образованием и рынком труда, новой культуры
обучения;
-
эффективным взаимодействием
всех секторов образования.
Информационно-просветительная
деятельность образовательных
учреждений потребительской кооперации
направлена на воспитание у
подрастающего
поколения духовной культуры,
ориентированной на
дальнейшее развитие идей и
принципов потребительской
кооперации.
Стратегия
предусматривает развитие
кооперативного
образования в двух аспектах:
-просветительское;
-профессиональное.
Просветительское
кооперативное образование.
Просветительское кооперативное
образование в соответствии
с принципами Международного кооперативного
альянса означает обучение своих
членов, избранных
представителей, менеджеров и
работников
основам истории и теории
кооперации, с тем чтобы
они осознанно и эффективно
содействовали развитию
своего кооператива.
Задачей
кооперативных организаций
является целенаправленное
осуществление просветительской деятельности
и не только среди пайщиков, избранных
представителей и работников, но и
некооперированного населения,
прежде всего молодежи. Пропаганда
кооперативных идей должна
осуществляться
в средних школах по программе
курса «Основы
кооперации», через средства
массовой информации,
в том числе кооперативную печать -
газету «Российская
кооперация», журнал «Деловой вестник»,
местные кооперативные издания.
Потребительским
обществам, их союзам следует оказывать
содействие в создании ученических,
студенческих,
социальных кооперативов,
информировать население
через оборудованные в магазинах
уголки пайщиков
о хозяйственной деятельности,
предоставляемых
пайщикам услугах, льготах,
кооперативных выплатах, условиях
закупки сельскохозяйственных продуктов,
сырья, продукции народных
промыслов. индивидуальной
трудовой деятельности, создании новых
рабочих мест, обеспечения
занятости, а следовательно,
увеличения денежных доходов и
покупательной
способности сельского населения.
Профессиональное
кооперативное образование. Профессиональное
кооперативное образование осуществляют
три университета с 35 филиалами, 60
техникумов,
5 колледжей, 50 филиалов средних
учебных
заведений, 5 профессиональных
училищ. Контингент
студентов в высших, средних
специальных учебных заведениях и
профессиональных училищах превышает
150 тыс. человек, из них 60,3 тыс. человек
обучается в университетах
потребительской кооперации
и их филиалах.
По
уровню квалификации
преподавателей система
кооперативного образования -
высокопрофессиональная
отрасль. Среди преподавателей средних
специальных учебных заведений 46,8%
имеют высшее образование. Ученую
степень доктора или кандидата
наук имеют 46.8% преподавателей
вузов.
В
условиях рыночных отношений
образование рассматривается как
отрасль деятельности потребительской
кооперации, такая же важная, как
розничная,
оптовая торговля, общественное
питание, кооперативная
промышленность.
Кооперативное
образование в России как отрасль
деятельности формировалось многие
десятилетия и представляет собой
совокупность образовательных
учреждений, осуществляющих
подготовку
и повышение квалификации кадров от
массовых профессии до специалистов высшей
квалификации и научных
сотрудников в соответствии с государственными
образовательными стандартами.
Союзы
потребительских обществ, и потребительские
общества заключают договоры
с учебными заведениями на подготовку
и переподготовку специалистов.
Потребительским обществам и их союзам
нужны специалисты, хорошо знающие
особенности развития потребительской
кооперации, кооперативные ценности
и принципы. Из таких специалистов
может формироваться аппарат управления
кооперативных организаций, способный
сохранить кооперативную идентичность
и социальную ориентированность
потребительской кооперации.
Повышению
качества подготовки специалистов
в вузах способствует развитие
научных исследований. Поэтому высшие
учебные заведения должны усилить
научно-исследовательскую работу по
вопросам реформирования системы
потребительской
кооперации. К научно-исследовательской
работе следует привлекать
специалистов системы потребительской
кооперации, студентов и аспирантов.
Необходимо проводить научно-практические
конференции и семинары
по актуальным проблемам развития
потребительской
кооперации.
Потребительская
кооперация России является
частью международного кооперативного
движения. Поэтому учебные
заведения, особенно вузы потребительской
кооперации, должны укреплять связи
с зарубежными кооперативными учебными
заведениями; направлять на учебу
студентов и аспирантов; проводить
совместно с зарубежными учеными
научные конференции; участвовать в
исследовательских программах Международного
кооперативного альянса по проблемам
развития кооперативного движения.
Контакты учебных заведений
Центросоюза с зарубежными кооператорами
будут способствовать повышению
качества кооперативного образования.
Концепция
предусматривает дальнейшее
развитие
профессионального кооперативного
образования,
которое представлено всеми
уровнями профессионального
образования: начальным, средним, высшим,
послевузовским и дополнительным.
Подход
к образованию как отрасли
деятельности,
которая оказывает платные
образовательные услуги
населению, пайщикам, должен
сохраняться. Пайщики
имеют определенные преимущества. Льготы
своим членам, направляемым на
учебу, должны
предоставлять потребительские
общества, их союзы, выдавшие
направления, а учебные заведения
закрепляют преимущественные права
для пайщиков в правилах
приема, а для студентов - систему
льгот в процессе обучения.
Подготовка
кадров должна быть гласной. Направления
на учебу, льготы по оплате,
назначение на
стипендию, гарантии
трудоустройства после окончания
учебного заведения должны
предоставляться
пайщикам, работникам, их детям по
решению
общих собраний или совета общества
(союза).
Целями
и задачами образовательных
учреждений
потребительской кооперации
являются:
-
удовлетворение
потребности кооперативных организаций
в квалифицированных специалистах;
-
обеспечение
высокого уровня кадрового состава
работников;
-
повышение
престижа кооперативного
образования;
.
-
введение
новых специальностей и специализаций,
актуальных на рынке труда;
-
повышение
профессионального уровня преподавателей,
их умений и компетенции;
-
создание
современного методического обеспечения;
-
способствование
эффективному взаимодействию
всех уровней профессионального
образования;
-
повышение
роли и активизация профессиональной
ориентации, формирование новых
форм партнерства
с кооперативными организациями;
-
повышение
качества подготовки специалистов;
-
обеспечение
научного сопровождения реформ потребительской
кооперации;
-
внедрение
новых технологий обучения;
-обеспечение
доступности профессионального
образования для сельского
населения;
-создание
эффективного механизма обмена опытом
и знаниями в области
профессионального образования.
Кооперативное
образование, выступая как отрасль
деятельности, увеличивает
основные фонды потребительской
кооперации. Укрепление учебно-материальной
базы помогает в реализации социальной
миссии, так как повышается
востребованность
учебных заведений не только в
целях получения образования, но и
как культурно-массовых центров
поселка, района, города.
Кооперативный
вуз сегодня оказывается перед лицом
следующих проблем:
1)
интеграция
образовательной деятельности с наукой;
2)пересмотр
содержания гуманитарных дисциплин,
устранение
вторичной информации, не несущей
мировоззренческой
нагрузки;
3)рост
профессионализма преподавателей
на основе
преданности кооперативному
движению, так как именно
профессорско-преподавательский
корпус развивает
кооперативное мышление студента.
Гуманитаризация
как одно из направлений модернизации
означает не только рост значения
гуманитарных дисциплин, но, прежде
всего, обновление их содержания,
фундаментализацию знаний. Особую
роль играет историческое
образование, формирующее
историческое
мышление и сознание. На должную
высоту должно быть
поднято изучение истории
потребительской кооперации, её
актуальных проблем и успехов.
Гуманистическая
направленность образования означает
поворот к личности студента.
Модернизация позволяет
реально осуществлять личностно
ориентированное,
индивидуализированное обучение.
Модернизация
методологии приводит к
использованию и других
современных педагогических
технологий; деятельностных,
проблемного обучения,
информационно-разбивающих
и других. Модернизация методологии
учебного
процесса должна быть предметом
научно-исследовательской
работы в вузе.
Деятельность
образовательных учреждений потребительской
кооперации в будущем будет
направлена на более активное
участие научно-педагогических коллективов в реализации
Концепции развития
потребительской кооперации
Российской Федерации,
выполнение заданий Программы
стабилизации и развития
потребительской кооперации по
подготовке
и повышению квалификации кадров,
рекомендаций российских
научно-практических конференций,
внедрение научных исследований в
практику деятельности
кооперативных организаций, тесное
взаимодействие
с потребительскими обществами и их
союзами по повышению
профессионального уровня работников,
подготовку специалистов и
квалифицированных рабочих
для развивающихся
отраслей деятельности потребительской
кооперации и сферы услуг.
Назад>>>
|