Сделать стартовой

    

switch to english

Навигация  
Международная интернет-конференция: 

"Международное кооперативное движение: современное состояние и перспективы развития"


Дата проведения: 22 декабря 2005 г

 

БТЭУ ПК ПКИ ЦС РФ

Приоритетные направления развития кооперативного образования

Лут Ю. А., гр. БА-41

Научный руководитель – Петров В. В.
д.и.н., профессор

Поволжский кооперативный институт ЦС РФ

 

Современное общество находится на таком этапе развития, ког­да формируются новые элементы социальных отношений. Соци­альные ориентиры охватывают все сферы деятельности людей, в том числе и потребительскую кооперацию. Важнейшим фактором соци­ального развития всей системы потребительской кооперации явля­ется подготовка специалистов высшей квалификации по сокращен­ным срокам и сокращенной программе.

Изменения в систе­ме общественных отношений активно воздейству­ют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи нового исторического этапа. Система кооперативного образования долж­на быть приведена в соответствие с потребностями развития потребительской кооперации в XXI век. 

     Широта и гибкость профессионального образо­вания, его ориентированность на подготовку спе­циалистов, способных решать актуальные задачи потребительской кооперации, являются определя­ющим фактором успешного развития системы. 

Подготовка кадров кооперации неизменно составляет одну из стратегических задач её развития и выполнения социального предназначения. 

Конкурентоспособность кооперативного обра­зования во многом определяется процессом разви­тия образовательной системы России, который ха­рактеризуется:

 - повышением общего уровня образованности на­селения, требований к уровню культуры и профессиональной квалификации граждан;

- становлением системы непрерывного образова­ния;

- увеличением продолжительности получения основного общего и общего среднего образования;

- адаптацией молодежи к меняющимся условиям жизни общества;

- открытостью образования, доступностью получения знаний и широкой ннформированностъю населения, созданием условий для индивидуа­лизации обучения, широкого охвата обучением всех категорий населения, новыми подходами к организации вступительных испытаний в про­фессиональные образовательные учреждения;

- координацией потребностей в общем и профес­сиональном образовании;

- формированием новых партнерских отношений между образованием и рынком труда, новой культуры обучения;

- эффективным взаимодействием всех секторов образования.

  Информационно-просветительная деятельность образовательных учреждений потребительской кооперации направлена на воспитание у подрастающего поколения духовной культуры, ориентированной на дальнейшее развитие идей и принципов потреби­тельской кооперации.

Стратегия предусматривает развитие кооператив­ного образования в двух аспектах:

-просветительское;

-профессиональное.

Просветительское кооперативное образование. Просветительское кооперативное образование в со­ответствии с принципами Международного коопе­ративного альянса означает обучение своих членов, избранных представителей, менеджеров и работни­ков основам истории и теории кооперации, с тем чтобы они осознанно и эффективно содействовали развитию своего кооператива.

Задачей кооперативных организаций является целенаправленное осуществление просветительской деятельности и не только среди пайщиков, избран­ных представителей и работников, но и некоопе­рированного населения, прежде всего молодежи. Пропаганда кооперативных идей должна осуществ­ляться в средних школах по программе курса «Основы кооперации», через средства массовой инфор­мации, в том числе кооперативную печать - газету «Российская кооперация», журнал «Деловой вестник», местные кооперативные издания.

Потребительским обществам, их союзам следует оказывать содействие в создании ученических, сту­денческих, социальных кооперативов, информировать население через оборудованные в магазинах уголки пайщиков о хозяйственной деятельности, предостав­ляемых пайщикам услугах, льготах, кооперативных выплатах, условиях закупки сельскохозяйственных продуктов, сырья, продукции народных промыслов. индивидуальной трудовой деятельности, создании новых рабочих мест, обеспечения занятости, а следо­вательно, увеличения денежных доходов и покупа­тельной способности сельского населения.

Профессиональное кооперативное образование. Профессиональное кооперативное образование осу­ществляют три университета с 35 филиалами, 60 тех­никумов, 5 колледжей, 50 филиалов средних учеб­ных заведений, 5 профессиональных училищ. Кон­тингент студентов в высших, средних специальных учебных заведениях и профессиональных училищах превышает 150 тыс. человек, из них 60,3 тыс. чело­век обучается в университетах потребительской коо­перации и их филиалах.

По уровню квалификации преподавателей сис­тема кооперативного образования - высокопро­фессиональная отрасль. Среди преподавателей сред­них специальных учебных заведений 46,8% имеют высшее образование. Ученую степень доктора или кандидата наук имеют 46.8% преподавателей вузов.

В условиях рыночных отношений образование рассматривается как отрасль деятельности потре­бительской кооперации, такая же важная, как роз­ничная, оптовая торговля, общественное питание, кооперативная промышленность. 

Кооперативное образование в России как от­расль деятельности формировалось многие десяти­летия и представляет собой совокупность образовательных учреждений, осуществляющих подготов­ку и повышение квалификации кадров от массо­вых профессии до специалистов высшей квалифи­кации и научных сотрудников в соответствии с го­сударственными образовательными стандартами.

Союзы потребительских обществ, и потребительские общества заключают договоры с учебными заведениями на подготовку и переподготовку специали­стов. Потребительским обществам и их союзам нужны специалисты, хорошо знающие особенности развития потре­бительской кооперации, кооперативные ценности и принципы. Из таких специа­листов может формироваться аппарат управления кооперативных организаций, способный сохранить кооперативную идентичность и социальную ориентиро­ванность потребительской кооперации.

Повышению качества подготовки специалистов в вузах способствует раз­витие научных исследований. Поэтому высшие учебные заведения должны усилить научно-исследовательскую работу по вопросам реформирования системы
потребительской кооперации. К научно-исследовательской работе следует при­влекать специалистов системы потреби­тельской кооперации, студентов и аспи­рантов. Необходимо проводить научно-практические конференции и семинары
по актуальным проблемам развития по­
требительской кооперации.

Потребительская кооперация России является частью международного коо­перативного движения. Поэтому учеб­ные заведения, особенно вузы потреби­тельской кооперации, должны укреплять связи с зарубежными кооперативными учебными заведениями; направлять на учебу студентов и аспирантов; прово­дить совместно с зарубежными учены­ми научные конференции; участвовать в исследовательских программах Меж­дународного кооперативного альянса по проблемам развития кооперативного движения. Контакты учебных заведе­ний Центросоюза с зарубежными коо­ператорами будут способствовать по­вышению качества кооперативного об­разования.

Концепция предусматривает дальнейшее развитие профессионального кооперативного образова­ния, которое представлено всеми уровнями профессионального образования: начальным, средним, высшим, послевузовским и дополнительным.

Подход к образованию как отрасли деятельнос­ти, которая оказывает платные образовательные ус­луги населению, пайщикам, должен сохраняться. Пайщики имеют определенные преимущества. Льготы своим членам, направляемым на учебу, дол­жны предоставлять потребительские общества, их союзы, выдавшие направления, а учебные заведе­ния закрепляют преимущественные права для пай­щиков в правилах приема, а для студентов - систе­му льгот в процессе обучения.

Подготовка кадров должна быть гласной. На­правления на учебу, льготы по оплате, назначение на стипендию, гарантии трудоустройства после окончания учебного заведения должны предостав­ляться пайщикам, работникам, их детям по реше­нию общих собраний или совета общества (союза).

Целями и задачами образовательных учрежде­ний потребительской кооперации являются:

-  удовлетворение потребности кооперативных орга­низаций в квалифицированных специалистах;

-  обеспечение высокого уровня кадрового состава работников;

-  повышение престижа кооперативного образования;     .       

-  введение новых специальностей и специализаций, актуальных на рынке труда;

-  повышение профессионального уровня преподавателей, их умений и компетенции;

-  создание современного методического обеспечения;

-  способствование эффективному взаимодействию всех уровней профессионального обра­зования;

-  повышение роли и активизация профессиональной ориентации, формирование новых форм партнерства с кооперативными организациями;

- повышение качества подготовки специалистов;

-  обеспечение научного сопровождения реформ потребительской кооперации;

- внедрение новых технологий обучения;

-обеспечение доступности профессионального образования для сельского         населения;

-создание эффективного механизма обмена опытом и знаниями в области профессионального образования.

Кооперативное образование, выступая как от­расль деятельности, увеличивает основные фонды потребительской кооперации. Укрепление учебно-материальной базы помогает в реализации соци­альной миссии, так как повышается востребован­ность учебных заведений не только в целях получе­ния образования, но и как культурно-массовых цен­тров поселка, района, города.

Кооперативный вуз сегодня оказывается перед ли­цом следующих проблем:

1) интеграция образовательной деятельности с наукой;

2)пересмотр содержания гуманитарных дисциплин, устранение вторичной информации, не несущей ми­ровоззренческой нагрузки;

3)рост профессионализма преподавателей на ос­нове преданности кооперативному движению, так как именно профессорско-преподавательский корпус раз­вивает кооперативное мышление студента.

Гуманитаризация как одно из направлений модерни­зации означает не только рост значения гуманитарных дисциплин, но, прежде всего, обновление их содержа­ния, фундаментализацию знаний. Особую роль играет историческое образование, формирующее историчес­кое мышление и сознание. На должную высоту должно быть поднято изучение истории потребительской коо­перации, её актуальных проблем и успехов.

Гуманистическая направленность образования оз­начает поворот к личности студента. Модернизация по­зволяет реально осуществлять личностно ориентиро­ванное, индивидуализированное обучение. Модерни­зация методологии приводит к использованию и дру­гих современных педагогических технологий; деятельностных, проблемного обучения, информационно-раз­бивающих и других. Модернизация методологии учеб­ного процесса должна быть предметом научно-иссле­довательской работы в вузе.

Деятельность образовательных учреждений потребительской кооперации в будущем будет направлена на более активное участие научно-педагогических коллективов в реализации Концепции раз­вития потребительской кооперации Российской Феде­рации, выполнение заданий Программы стабилизации и развития потребительской кооперации по подготов­ке и повышению квалификации кадров, рекомендаций российских научно-практических конференций, вне­дрение научных исследований в практику деятельно­сти кооперативных организаций, тесное взаимодей­ствие с потребительскими обществами и их союзами по повышению профессионального уровня работни­ков, подготовку специалистов и квалифицированных рабочих для  развивающихся отраслей деятельности потребительской кооперации и сферы услуг.

  Назад>>>

 
             ©     Дикович Андрей             2004-2005 admsite@rambler.ru
Hosted by uCoz