Сделать стартовой

    

switch to english

Навигация  
Международная интернет-конференция: 

"Международное кооперативное движение: современное состояние и перспективы развития"


Дата проведения: 22 декабря 2005 г

 

БТЭУ ПК ПКИ ЦС РФ

Потребительская кооперация в условиях рыночных реформ

Анисимова Н. В., гр. ФК-51

Научный руководитель – Петров В. В.
д.и.н., профессор

Поволжский кооперативный институт ЦС РФ

 

Становление в России основ рыночной экономики  породило не только целый ряд новых хозяйственных процессов и явлений, но и заставило по- новому оценивать те традиционные для экономики советского периода хозяйственные формы, которые трансформировались в рыночные образования. Одной из таких хозяйственных форм явилась кооперация, которая, выступая в многообразных проявлениях, приобретает все более сложный характер и новые рыночные признаки, сохраняя при этом свое самобытное содержание.

         Рассмотрение сущности такого социально-экономического явления, как потребительская кооперация может осуществляться под различными углами                  зрения, начиная от выявления истоков её возникновения, специфики научных школ, исследующих и описывающих потребительскую кооперацию, и кончая периодизацией этапов её развития и современными формами конкретного проявления.

         Потребительская кооперация представляет собой весьма ёмкое социально-экономическое явление с явно выраженным гражданским содержанием, о чем можно судить по одному из последних определений потребкооперации, приведенном в экономической литературе. «Потребительское общество – это социальное, экономическое, техническое и ориентированное на сохранение окружающей среды единица, которая выполняет задачи по удовлетворению спроса населения, его социально – экономической поддержки на основе самостоятельных решений и ответственности за риск».

        Во-первых, потребительская кооперация есть многофункциональное образование, с  доминированием в нем общегражданских задач, решаемых на основе выработки самостоятельных решений и ответственности за риск.

        Во-вторых, потребительская кооперация-это организация со своей организационной культурой, функциями и методами управления, обеспечивающими ей статус равноправного участника системы рыночных отношений.

        И, в-третьих, потребительская кооперация – это наиболее демократичная самоуправляющаяся организация, где социальная миссия подчиняет хозяйственную деятельность интересам пайщиков и слабозащищенных слоев населения.

        Кооператив – это предприятие, находящееся в собственности своих членов, действующее для их блага и их собственными силами на неприбыльной хозрасчетной основе. Члены кооператива объединяют вместе свои средства для того, чтобы способствовать улучшению своего социального и экономического благосостояния, полностью контролируют его деятельность и несут за нее полную ответственность, деля между собой радости успеха и горечь неудач.

         Эффективное функционирование предприятий зависит от людей, их квалификации.

         Кадры – основной капитал кооперации. И сегодня особую значимость приобретают совершенствование подготовки и переподготовки кадров, так как именно от их квалификации зависит успех кооперации. В 2000 г. повысили квалификацию 1760 работников массовых профессий, 465 руководителей и специалистов.

         Рассмотрение бедности как социально- экономического явления, а также основных форм её проявления и их специфики объективно ставит вопрос: «А поддается ли бедность управлению, можно ли её регулировать, и если «да», то какой опыт уже имеется в этом отношении в других странах и России?».

     Современная ситуация, сложившаяся в России в области доходов населения, – беспрецедентна. Доказательством этому служат хроническая задолженность по зарплате, критически низкое соотношение минимальной заработной платы и прожиточного минимума, глубокая дифференциация доходов населения, размывание среднего слоя и пополнение «армии нищих»: сегодня более 50% россиян находятся за чертой бедности.

        Переход российской экономики к рыночным формам хозяйствования не мог не привести к изменению места и роли традиционных методов управления, которые из глобально всеобщих превратились в локально ограниченные инструменты хозяйствования.

        Формы и методы борьбы с бедностью в кооперативном движении самые разнообразные. Во-первых, это оказание помощи остронуждающимся пайщикам и другим сельским жителям- инвалидам, ветеранам, многодетным семьям – за счет продажи товаров со скидкой, бесплатной доставки дров.

Во-вторых, искоренение бедности - посредством, прежде всего, решения проблемы занятости на селе путем новых рабочих мест на предприятиях потребкооперации, задействуя и расширяя производственные мощности; внедрения малых производств; наращивания объемов деятельности; через закупку всего, что выращивается на подворьях, и обеспечение сбыта; через создание подсобных хозяйств; развитие надомничества, народных промыслов, сферы бытового обслуживания.

В настоящее время в потребкооперации активно идет процесс расширения кооперативного сервиса, освоения новых видов услуг. В закупках сельскохозяйственной продукции и сырья потребкооперация имеет не только резерв роста собственного производства и соответственно товарооборота, но и мощный источник, который позволяет людям зарабатывать на жизнь, решать проблему занятости населения.

В последнее время среди категорий экономической науки и, в частности, науки управления, появилось весьма значительное число новых понятий, среди которых заметное место занимает категория « качество управления». При этом следует заметить, что не сам термин « качество управления» является новым, а то содержание, которое в него вкладывается на этапе проведения рыночных реформ.

         Под качеством управления мы понимаем такой экономический ресурс воздействия на управляемую систему, использование различных элементов которого повышает эффективность или устойчивость развития потребительской кооперации как системы.

Значительную роль в повышении уровня управляемости потребкооперации играет и диверсификация производства.

        В настоящее время, по мере накопления оборотного капитала, многие потребительские общества, исходя из потребностей рынка диверсифицируют свои производства.

            Формирование нового качества управления потребительской кооперацией, способствуя повышению его эффективности в решении социально-экономических задач, будет обеспечивать преодоление кризисных, негативных тенденций в этом секторе народно-хозяйственного комплекса. При этом ориентация на усиление в управлении стратегических тенденций обеспечит возможность долговременного динамического развития потребительской кооперации, которая в настоящее время уже не командно-административная по форме, но еще и не рыночная по содержанию, охраняющая и усиливающая свою социальную миссию.

   Назад>>>

 
             ©     Дикович Андрей             2004-2005 admsite@rambler.ru
Hosted by uCoz